Антисемитизм. Концептуальная ненависть
Антисемитские классические «Протоколы сионских мудрецов» все чаще цитируются в качестве определяющей доктрины». В уставе группировки Хамаз, например, Протоколы часто цитируются в качестве их абсолютистской доктрины уничтожения, даже несмотря на то, что некоторые арабские писатели подвергли аутентичность Протоколов сомнению. Как пишет Бернард Льюис, в разное время их цитировали президенты Египта Насер и Садат, президент Саудовской Аравии Фейсал и президент Ливии Каддафи. Все чаще евреев упоминали в той же манере, которая идет из христианских евангелий. «Они изображаются как темная и зловещая сила, вступившая в заговор, чтобы уничтожить Пророка, и продолжающая оставаться основной угрозой для ислама».[14]Для арабского мира, начиная с унизительных военных поражений в середине XX века, еще один элемент приобрел чрезвычайную значимость, а именно слияние антисемитизма с антисйонизмом и оппозицией государству Израиль.
Предлагаются многочисленные психодинамические объяснения стойкости и силы антисемитизма. Но сказанное выше подчеркивает связь между психополитическими переменами и колебаниями в вечно присутствующем антисемитизме. Когда в восточноевропейских странах исчезли коммунисты, которых ненавидели, а социальный и экономический кризис не только не прекратился, но усугубился, поднялась волна антисемитизма. Арабо-израильский конфликт обеспечил новые «доказательства» поставщикам антисемитизма. В периоды напряжения и психополитических перемен с точки зрения психологии полезно определить врагов, которых можно обвинить в собственных неудачах. Евреи играли эту роль с незапамятных времен.
Это подчеркивает ценность «легко узнаваемого врага». Нас успокаивает все знакомое, привычное и те, кто похож на нас. Но, чтобы сохранить коллективное самосознание, чувство целостности коллектива, нам нужно отделить себя от чужаков. Чужие необходимы нам для процесса самоопределения. Поскольку враги нужны для процесса нашего самоопределения, необходимо иметь врагов среди нас. Это и есть феномен «знакомого врага». Греки и турки уживались бок о бок столетиями. То же можно сказать и об индийских хинди, сикхах и мусульманах; католиках и протестантах в Северной Ирландии; арабах и евреях в Израиле. Эти группы остаются друг для друга чужаками — опасными, но при этом легко узнаваемыми. Сохранение границ является основой единой психологической, социальной и экономической системы, которая исключает чужих и обеспечивает целостность группы. Мы проецируем на чужих все, чего нам не хватает в самих себе. Мы заканчиваемся там, где начинаются они.[15] Особенно в периоды социального разобщения мы крепче держимся за тех, кто похож на нас, и все больше боимся и ненавидим чужаков. Ситуация достигает своего апогея, когда между двумя соседними группами существует выраженная социально-экономическая несовместимость. Другими словами, враждебность на границе особенно сильна, если одна группа богата, а другая бедна, из-за чего одна религиозная или этническая группа смотрит на другую с презрением или с завистью.
И чем больше отличается от нас чужой в нашей среде, тем скорее он станет мишенью для изгнания. Важным элементом развития коллективного самосознания являются знаки различия, присущие другим, — те знаки, на которые можно проецировать свою ненависть. Но поскольку на них проецируется наше представление о собственном «я», на подсознательном уровне должно существовать чувство схожести (родства) с врагом. Мы связываем себя с теми, кого ненавидим. Тем не менее, должно быть узнаваемое различие, отчетливое расхождение, чтобы отделять их от нас, например, качества характера, которые отличают евреев от мусульман. Группы, от которых мы наиболее страстно отмежевываемся, являются теми, с кем мы теснее всего связаны.
Врагов поэтому нужно лелеять, культивировать и сохранять, поскольку, если мы их потеряем, под угрозой окажется наше определение самих себя. Но этот процесс самоопределения — психологическая необходимость — приводит к тому, что мир населен группами людей, испытывающими в различной степени враждебность и страх по отношению к «другим». Евреи и антисемитизм удовлетворяют эту насущную потребность для целого спектра различных групп людей, которые находятся в стрессовых ситуациях, а, учитывая уровень общественного стресса, которому подвержен сегодняшний мир, к сожалению, сильный антисемитизм неизбежно будет существовать еще очень долго.
Примечания
1. Berend Marin, A Post Holocaust Antisemitism without Antisemites? Austria as a Case in Point, Political Psychology, 2, 2 (Summer 1980), p. 58..
2. Ibid., p. 60.
3. Aleksander Herz, The Jews in Polish Culture (Evanston, IL: Northwestern University Press,1988).
4. Представлена на конференции «Новый антисемитизм», проходившей в Амстердаме 8 апреля 2003 г. (см. (see: http://polish-jewish-heritage.org/Eng/June03/Antisemitism-without-Jews.htm).
5. Paul Lendvai, Antisemitismus ohne Juden (Wien: Europaverl, 1972). Английский перевод: Antisemitism without Jews: Communist Eastern Europe (New York: Doubleday, 1971.
6. R. Robbins and J. Post, Political Paranoia: The Psychopolitics of Hatred (Harvard, CT: Yale University Press, 1997).
7. Sander J. Breiner, The Psychohistorical Roots of Anti-Semitism, in Jerry Piven (ed.), Psychological Undercurrents of History, Volume IV (Lincoln: Writers Club Press, 2002), pp. 181-280.
8. Roy Eckerdt, Your People, My People: The Meeting of Jews and Christians (New York: Quadrangle/NY Times).
9. G. Baum, Introduction, in R.R. Ruether (ed.), Faith and Fratricide: The Ideological Roots of Anti-Semitism (Eugene: Wipf and Stock, 1996), p. 7
10. Audrey Droisen, Racism and Anti-Semitism, in Emily Driver and Audrey Droisen (eds.), Child Sexual Abuse: Feminist Perspectives (Basingstoke: Palgrave Macmillan, 1989).
11. Breiner, The Psychohistorical Roots of Anti-Semitism.
12. Bernard Lewis, The Arab World Discovers Anti-Semitis', Commentary, May 1986, p. 32.
13. Ibid., p. 34
14. Ibid.
15. Robbins and Post, Political Paranoia, p. 91.
ЯАКОВ «СУХИЕ КОСТИ» КИРШЕН. ЮМОР ПРОТИВ НЕНАВИСТИ
Yaakov 'Dry Bones' Kirschen
Волна антисемитизма, нахлынувшая в двадцать первом веке, похоже, застала нас (по крайней мере, оптимистов) врасплох. Я считаю, что с этой новой агрессией против еврейского народа можно и нужно бороться. Кроме того, я убежден, что эффективным оружием в этой борьбе против расистского антисемитизма может стать юмор. Для того, чтобы понять, как юмор может использоваться в этой битве, требуется, прежде всего, объективно рассмотреть юмор как явление.
Уже более тридцати лет политические комиксы «Сухие кости» с помощью юмора комментировали еврейские и международные дела. Как и большинство юмористических способов передачи информации, от комиксов до артистов сатиры и юмора, они доносят до читателя скрытый смысл с помощью того, что мы называем «кулачной строкой» (дословный перевод с английского выражения, означающего неожиданный оборот речи, создающий комический эффект, в любом юмористическом жанре). Смысл этого термина агрессивен, он подразумевает удар по слушателю. Англоязычные комики постоянно говорят о том, что «убили» свою аудиторию, о том, что «свалили их наповал», либо говорят, что они «визжат» или «покатываются между рядами». Эти насильственные образы обязаны своим происхождением истинной цели юмористического слова или «кулачной строки».
«•• МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ЮМОРА
»••
Цель юмористического слова в том, чтобы вогнать невысказанный открыто смысл в сознание аудитории таким образом, чтобы он просочился сквозь интеллектуальные или сознательные фильтры. Таким подразумеваемым смыслом может быть то, что женщины якобы плохо водят машины, что мужчины ни за что не спросят, как проехать, или, что телевизионным прогнозам погоды нельзя верить. Уличные шутки часто передают негативные стереотипные представления о группах людей; например о том, что поляки и ирландцы придурковаты, что евреи и шотландцы патологически скупы и т. п. Когда не выраженный явно смысл шутки улавливается, то есть совпадает с уже имеющимися представлениями, слушатели испытывают приятное чувство «подтверждения», что они обычно выражают хлопаньем в ладоши или кивками.