История с попугаем
Часть 12 из 30 Информация о книге
Я поймала внимательный взгляд археолога. – Альберт Генрихович, помогите мне выбраться отсюда! – позвала Филаткина. Учитель послушно подал руку пожилой даме и вывел ее из раскопа. Усадил на травку на склоне холма, принес термос с чаем, разлил напиток в пластиковые стаканчики, подал нам. Чай был ароматный, с какими-то травами. – Это душица, – пояснил сосед. – Прошлым летом собрал и высушил. Здесь много лекарственных растений и места экологически чистые. Можно спокойно собирать. Надо же, какой удивительный мужчина! И травами-то он увлекается… – И что, вам разрешают здесь копать? – поинтересовалась я. – Да, у нас есть разрешение местной администрации. Здесь огромный простор для археологической работы, но заниматься ей совершенно некому. Не уверен, что в нашем столетии сюда доберутся настоящие ученые, – признался Дуров. – Вот мы и копаем потихоньку с ребятами. Все находки передаем в школьный музей. Несколько раз попадалось нечто действительно ценное – тогда мы отправляли это в Тарасов, в краеведческий музей. Ребятам нравится чувствовать себя археологами. – Мне кажется, современному подростку больше хочется побыть Ларой Крофт, – не удержалась я от шпильки. – Кто такая эта Лара? – нахмурилась Филаткина. – Я ее знаю? – Лара Крофт – расхитительница гробниц, – засмеялся Дуров. – Персонаж компьютерной игры. Да, я часто слышу от моих учеников такое. – Гробниц? – удивилась старушка. – Альберт Генрихович, вы расхищаете гробницы?! Альберт вздохнул и пояснил: – Нет, конечно же. Погребальные памятники бронзового века – это грунтовые могильники или курганы. Чаше всего это прямоугольные ямы, крытые деревом, реже – срубы. На дне скелет – в те дни покойников хоронили головой на север, в скорченном положении, на левом боку. – И в могилы вождей клали живых рабынь, убитых коней и драгоценности? – ахнула Филаткина. Дуров засмеялся, но не обидно, а заразительно. – В те времена самой ценной вещью был бронзовый топор. Никаких драгоценностей в наших краях не водится, не было их и тогда. Немного золота, но это большая редкость. А живые рабыни и убитые кони – это не из той эпохи. Это вы Хаггарда начитались, Ольга Дмитриевна. Мы находим в могилах керамику, очень редко оружие или украшения. Но пока мы не обнаружили ни одного захоронения. Да мы и не стремимся. Для меня это хобби, а также возможность в занимательной форме познакомить детей с основами археологии, вызвать интерес к истории родного края. Но Филаткина уже окончательно потеряла интерес к археологу-любителю. Пожилая дама встала и сообщила: – Что ж, нам пора. Спасибо за увлекательный рассказ. Не дожидаясь меня, старушка засеменила по тропинке. Дуров подошел ко мне. – Вам тоже было интересно, Евгения? – Да, очень, – искренне призналась я. – Это ведь целый мир. И так далеко от нашей сегодняшней жизни и ее проблем… – Вот именно! – подхватил учитель. – В этом-то все и дело! Нервный тик так сильно сводил Альберту левую щеку, что лицо подергивалось и кривилось. Я во все глаза уставилась на светловолосого красавца. Что он имеет в виду?! – Вы придете еще раз? – спросил Дуров. – Приду, и очень скоро, – убежденно произнесла я и пустилась догонять Ольгу Дмитриевну, которая успела довольно далеко уйти по тропинке. Учитель какое-то время смотрел нам вслед, а потом вернулся в раскоп. Догоняя Филаткину, я пыталась собраться с мыслями. Приду, дорогой, приду, не сомневайся! И причины у меня для возвращения веские. И то, что ты мне симпатичен, в списке причин на последнем месте. Первая причина проста: никак не могу понять, что такому стильному и красивому столичному жителю делать в Балахове. Проблемы со здоровьем? Позвольте не поверить! Больной человек выглядит не так, как этот загорелый и мускулистый молодой мужик. Нервный тик не в счет. Лекарственные травы, увлечение археологией… Как-то все это странно. Да, сейчас полно дауншифтеров. Я понимаю – сменить столичный смог на Бали или Гоа. Но… Балахов?! Потом история с отравлением Николая Муромцева. Сюда как-то подозрительно удачно ложится увлечение соседа лекарственными растениями. И, наконец, последнее. И самое важное. Когда мы с Ольгой Дмитриевной только подошли к раскопу, археолог совсем нас не ждал и работал без майки. При нашем появлении он поспешно оделся. Но я успела разглядеть на его широкой груди след, ошибиться в происхождении которого я просто не могла. Это был след от пулевого ранения. А выходное отверстие на спине. Откуда, скажите, у деревенского учителя рисования такие отметины? Так что теперь Альберт Дуров стоял у меня в списке подозреваемых на одном из первых мест. А на первом у меня до сих пор моя собственная клиентка, Ольга Дмитриевна Филаткина. Вот так. Прошла неделя, и наконец я получила долгожданную информацию из детективного агентства. Надо сказать, она меня порядком разочаровала. Я рассчитывала, что получу что-то стоящее. Нечто такое, что позволит разгадать загадку. Понять, почему моя клиентка так интересует всех вокруг. А вместо этого скучные скупые сведения. Филаткина О. Д. Родилась в Тамбове, окончила вуз, переехала в Тарасов, работала в конструкторском бюро. В конце девяностых завод закрыли. Несколько лет Филаткина перебивалась случайными заработками – то служила смотрителем в музее, то продавала цветы. Наконец устроилась в сауну под названием «Фортуна», где проработала восемь лет. Двенадцать лет назад Ольга Дмитриевна вышла на пенсию. К уголовной ответственности не привлекалась. Родственников не имеет. Живет скромно, на пенсию. Подруги: Валентина Фердинандовна Минц и Людмила Леонидовна Охотникова. Все, конец истории. Негусто. Даже не обладая возможностями «Персоны» и связями в МВД, можно было бы наскрести больше. Ладно, остается только признать поражение. След, на который я так рассчитывала, оборвался. Простите меня, Ольга Дмитриевна, а я ведь вас подозревала… Получается, моя клиентка – самая обычная милая старушка, из странностей – пылкая любовь к попугаю Аркаше. А все необычные происшествия – нападения, труп в квартире – объясняются случайным стечением обстоятельств. С этого момента мои отношения с клиенткой улучшились. До того дня я держалась отстраненно, подозревая, что Ольга Дмитриевна сама отчасти виновница своих проблем. Но теперь, когда стало ясно – старушка и в самом деле божий одуванчик, я начала относиться к ней примерно так же, как к тетушке Миле. И я начала задумываться о переезде в город. Ну что мы тут торчим? Неужели я не справлюсь с какими-то отморозками, которые проявляют нездоровый интерес к моей подопечной? Может быть, они вообще спутали Филаткину с кем-то другим? Достаточно с ними разобраться, чтобы неприятности старушки закончились раз и навсегда. Но уезжать мы не спешили. Аркаше нравилось в Балахове. Попугай привык к своему вольеру, на вольном воздухе он даже потолстел и прекратил линять. Каждый день он получал свежие фрукты и орехи и приветствовал нас воплями: «Мамочка пришла!» Причем в последнее время начал называть так не только Ольгу Дмитриевну, но и меня. Так что хозяйка слегка ревновала. Филаткиной тоже пошла на пользу жизнь в маленьком городке. Старушка выглядела спокойной и довольной. Я вспомнила, в каком состоянии она находилась в тот день, когда впервые появилась в нашей с Милой квартире, и решила выждать еще немного, дать ей возможность подлечить нервы. Может быть, за это время неизвестные злоумышленники отстанут от безобидной пожилой дамы и уберутся восвояси? Мы много гуляли – я сопровождала Филаткину в ее долгих прогулках по берегу Волги и окрестным холмам. Периодически я ловила себя на мысли, что вот так выглядит работа мечты. Свежий воздух, прогулки, крепкий сон, чистая совесть, безопасность… Правда, непонятно, какова тогда моя роль, раз клиенту никто не угрожает. Ладно, будем рассматривать это как незапланированный отпуск и наслаждаться моментом. Как-то раз мы с Ольгой Дмитриевной сидели на склоне и беседовали о странном предмете – о мужчинах. Старушке удалось довольно ловко втянуть меня в разговор, и вот я уже горячилась, доказывая свою правоту: – Нет, Ольга Дмитриевна, я с вами не согласна! Рассказ о ваших знакомых, конечно, необычайно поучителен, но скажу сразу: такой тип отношений для меня невозможен! – Какой еще тип, Женечка? – лениво протянула старушка, посмеиваясь. – Ой, только не надо делать вид, что вы никогда не почитываете журнальчики по психологии! – язвительно сказала я. – Все пожилые дамы делают это. Не надо стесняться. – Ну хорошо, я иногда читаю что-нибудь интересное на эту тему, – призналась моя клиентка. – И что из этого? – Тогда вы знаете, что отношения между мужчиной и женщиной строятся по трем вероятным схемам. Упрощенно это выглядит так: женщина выступает в роли матери, дочери либо равноправного партнера. – Вот не понимаю, как это женщина может быть дочерью, – надула губы старушка. – Да бросьте, вы столько раз видели такие пары. Она вся такая воздушная, такая беспомощная! Губки бантиком, ресницы хлопают. «Дорогой, я, кажется, опять забыла отнести вещи в химчистку. Ты ведь на меня не сердишься, лапочка?» – передразнила я воображаемую красотку. – И мужчина бросается защищать свою девочку, – усмехнулась Филаткина. – Готов носить на руках, осыпать подарками. – Да, и говорит: «Не забивай свою хорошенькую головку мыслями о деньгах. Я позабочусь обо всем!» – Между тем как девочка умеет считать денежки не хуже профессионального бухгалтера, – подхватила Ольга Дмитриевна. – Просто ей так удобнее, вот и все. Приятно, когда ответственность за все взваливает на себя кто-то другой. Но я бы так не смогла. – Ну хорошо. А роль матери? – Такие пары вы тоже видели. «Милый, ты поел? Дорогой, тебе не дует? Зайчик, тебе не пора продлевать страховку у машины? Да не беспокойся, я сама договорюсь со строителями. И сантехника вызову тоже. Работай спокойно, милый!» Ольга Дмитриевна заразительно рассмеялась. – Да, Женя, на вас это непохоже. – Для меня неприемлемы такие отношения, – мрачно повторила я. – Мой избранник должен быть для меня не папочкой и не сыном, а равноправным партнером. Я обязательно должна его не только любить, но и уважать. Иначе ничего не получится. – Мне кажется, наш милый сосед не вызывает у вас большого уважения, но определенно вызывает интерес, – стреляя глазами в мою сторону, проговорила Филаткина. Да уж, старушки проницательны, как рентген! – Ольга Дмитриевна, я думаю, мы здесь надолго не задержимся. Так что я не строю никаких долгосрочных планов. Тем более связанных с Альбертом Генриховичем. – А вы знаете, что он прямо сейчас на нас смотрит? – вдруг воскликнула Филаткина. Я подавила желание вскочить и достать бинокль. Вместо этого я спросила: – И где же он? – У вас за спиной. Только очень далеко. Сидит на холме с какой-то штукой на трех ногах… да, мольберт. И, кажется, рисует нас! – Это надо немедленно прекратить, – сказала я, вставая. Дюрера я обнаружила не сразу – он удобно устроился выше по склону. – Посидите здесь, только никуда не уходите, – попросила я Филаткину, а сама направилась к художнику. Альберт Генрихович был очень увлечен процессом, но при виде меня отложил кисть и встал. На соседе были чистые джинсы, черная майка и шляпа по типу ковбойской, даже с кожаным шнуром под подбородком. Я бесцеремонно обошла художника и заглянула через его плечо, чтобы увидеть кар- тину. Это был вполне себе реалистический пейзаж, выполненный с несомненным мастерством и поразительной точностью. Вот синеет лента Волги, плывут легкие облака. А вот две женские фигурки на склоне, маленькие, как куколки, но определенно можно узнать Ольгу Дмитриевну и меня. – Зачем вы нас рисуете, да еще без спроса? – поинтересовалась я. – Вы были так далеко, не хотел вас беспокоить, – признался живописец. – А что? Я вас чем-то обеспокоил? – Не люблю, когда меня рисуют, – призналась я. – Да и моя кли… моя тетя тоже не в восторге. Альберт взял кисть, набрал зеленой краски и быстро замазал наши фигурки на холсте. Теперь нарисованный склон выглядел безлюдным и пустым – на нем явно чего-то не хватало. – Жаль, – вздохнул художник. – Нарушилась композиция. Ничего, нарисую каких-нибудь овец. – Где вы возьмете овец? – Придумаю, – пожал плечами Дюрер. – Я же все-таки художник. – А я думала, вы учитель. Легкая судорога пробежала по лицу Альберта, и он нехотя ответил: – Так уж сложились обстоятельства. Еще несколько лет назад я и в страшном сне бы не мог увидеть, что работаю в школе. – Что же случилось несколько лет назад? – не удержалась я от довольно бестактного вопроса. Художник помолчал, потом очень вежливо ответил: